Сможет ли "поколение пепси" понять эту сцену?
Современные кинематографисты, снимая фильмы о Великой Отечественной войне, зачастую выдумывают совершенно немыслимые сюжеты и сцены, пытаясь заинтересовать зрителей. В итоге получается нечто несусветное, вроде печально знаменитых «Сволочей»,
«Штрафбата» и тому подобной киноахинеи.
А ведь воспоминания фронтовиков содержат неповторимые подробности той великой эпохи, которые являются просто подарком для кинематографистов.
Вот, например, какой забавный и трогательный эпизод привел в своих воспоминаниях летчик Авиации дальнего действия Герой Советского Союза Василий Васильевич Решетников. Дело было в 1944 году, аэродром, где базировалась его часть, находился к западу от Киева:
«Однажды, в предвидении нелетной ночи группу офицеров пригласили в Киевский цирк. Там выступал Эмиль Кио – знаменитый иллюзионист. Билеты были вручены Героям Советского Союза и наиболее «интенсивно» награжденным орденами. «В цирк, — потребовал командир корпуса, — всем явиться в наградах».
К вечеру, кто на чем – на перегруженных полуторках, «виллисах», мотоциклах, по дорогам, ведущим в Киев, обгоняя друг друга, «звездным налетом» со всех аэродромов – логиновская (Евгений Логинов – командир корпуса дальней авиации) гвардия слетелась под брезентовые своды храма циркового искусства. Только заняв свои места, мы поняли тайный замысел требования о явке в наградах: у всех оказались билеты в первом ряду, по кругу окаймлявшем арену, и сплошная цепь орденов на груди их владельцев в свете цирковых софитов создавала совершенно необыкновенную волнующую картину.Зрители пришли в неописуемый восторг. К нашим ногам с верхних рядов летели цветы, видимо, предназначенные для артистов. Мы чувствовали себя изрядно смущенными, но, кажется, и счастливыми.
Перед самым началом представления из центрального входа вдруг появился Евгений Федорович Логинов в сопровождении с двух сторон высоченных красавцев, командиров дивизий, Василия Гавриловича Тихонова и Алексея Ивановича Щербакова. Евгений Федорович, хоть и был небольшого росточка, в своей генеральской форме рядом с великанами полковниками не потерялся. Мы невольно встали, встречая своих командиров, и это вызвало еще большее волнение в зрительских рядах.
Во втором отделении арену занял со своим пестрым цветником прехорошеньких ассистенток Эмиль Кио. Маэстро был раздражен и заметно злился. Еще бы: его девицы работали крайне рассеянно, не столько следя за манипуляциями шефа, сколько скользя глазами по нашему ряду и, конечно, находя там ответную реакцию. Не случайно наши самые отчаянные сердцееды в полки вернулись под утро».
Поразительная, с точки зрения нашей эпохи, сцена. Самые популярные с точки зрения собравшейся в цирке публики люди – защитники Отечества, военные летчики с цепью орденов на груди. Им и полетят цветы, приготовленные для артистов. На них заглядывается цветник прехорошеньких ассистенток Кио, вызывая раздражение шефа.
Вот только сможет ли молодой зритель из «поколения пепси» понять эту сцену? Кто ему объяснит, почему герои-летчики вызывают такой восторг, почему цепь боевых орденов выглядит волнующей картиной?
Почему красотки с арены на летчиков засматриваются, а не выискивают глазами в зале тогдашний эквивалент «новых русских»? Они ведь и в войну существовали, короли рынков, герои складов тушенки и «Второго Ташкентского фронта». Не случайно неполиткорректный призыв «Смерть немецким оккупантам и бакинским спекулянтам» появился. А вот не демонстрировали они тогда себя публике в качестве образца для подражания. Наслаждались ворованным с оглядкой, маскироваться приходилось. Не пришла еще их эпоха. Никто и подумать не мог, что наступит когда-нибудь.
Поймет ли это нынешний молодой зритель?